Tel: 8-912-825-50-07 | Mail: denver-dino@mail.ru


X

Контакты для связи

Наши услуги



Стратегия голубого океана

Чан Ким
Рене Моборн

Ги Лалиберте, который некогда сам играл на аккордеоне, ходил на ходулях и был пожирателем огня, сейчас занимает пост генерального исполнительного директора одного из наиболее значительных экспортных продуктов Канады — Цирка дю Солей. «Цирк солнца», основанный в 1984 году группой уличных артистов, создал уже несколько десятков постановок, которые посетили около 40 миллионов зрителей в 90 городах по всему миру. За 20 лет работы доходы цирка достигли уровня цирка Ринглингов, Барнума и Бейли — ведущего цирка мира, который шел к своему успеху более века.

Стремительное развитие Цирка дю Солей происходило в весьма неблагоприятных условиях. Цирковой бизнес был (и пребывает) в состоянии продолжительного упадка. Альтернативные виды развлечений: спортивные события, телевидение и видеоигры — оставили в тени прежние забавы. Дети, основа цирковой аудитории, стали предпочитать представлениям приставки PlayStation. На жалость зрителей давили зоозащитники, выступавшие против эксплуатации в цирке животных, которые традиционно были неотъемлемой его частью.

Был затронут и аспект ценового предложения: условия хозяевам цирков диктовали звезды цирка Ринглингов и других цирков, привлекавших толпы зрителей. Как следствие, зрительская аудитория стала сокращаться, а затраты на содержание цирков росли. Кроме того, каждый новый игрок на этом рынке автоматически получал в конкуренты таких старожилов бизнеса, которые устанавливали его стандарты в течение последних ста лет.

Как же все-таки Цирку дю Солей удалось эффективно увеличить свои доходы в 22 раза за последние десять лет в столь непривлекательной для бизнеса обстановке? Одна из самых первых его постановок называлась «Изобретаем цирк заново». Цирк дю Солей заработал состояние, не борясь со своими конкурентами в узких рамках уже существовавшего рынка и не переманивая зрителей у Ринглингов и других цирков. Он создал собственное рыночное пространство, на которое никто не претендовал, а значит, и конкуренция уже не играла никакой роли. Предприятие было ориентировано на новую группу потребителей, которая никогда не принадлежала к целевой аудитории циркового сектора: взрослые люди и корпоративные клиенты, интересующиеся театром, оперой и балетом и готовые платить больше, чем стоил билет в обычный цирк, потому что им пообещали беспрецедентно новую концепцию развлечений.

Чтобы разобраться в природе достижения Цирка дю Солей, нужно понимать, что вселенная бизнеса состоит из двух автономных пространств, которые принято называть красным и голубым океанами. Красный океан представляет собой все существующие на сегодняшний момент сферы бизнеса — известное всем рыночное пространство. В красном океане границы каждого бизнес-сектора четко определены и утверждены, и все отлично знают правила конкурентной игры. Компании здесь стараются опередить своих соперников, чтобы захватить большую долю существующего спроса. По мере заполнения пространства заметно сокращаются перспективы прибыли и роста компании. Предлагаемая продукция превращается в ширпотреб, а растущая конкуренция делает воды океана кроваво-красными.

Понятием «голубой океан» обозначают все сферы бизнеса, которые еще не придумали, — никому не известное рыночное пространство, не тронутое конкуренцией. В голубом океане компании скорее сами создают спрос, чем борются за него. Здесь есть обширные возможности для быстрого роста и получения прибыли. Голубой океан можно создать двумя способами. В некоторых случаях дается толчок развитию совершенно нового сектора рынка, например компания eBay и интернет-аукционы. Но большей частью голубой океан как бы вытекает из красного — компания изменяет границы уже существующей индустрии. Дальше вы поймете, что именно это и сделал Цирк дю Солей. Разрушив традиционную границу между цирком и театром, они создали новый и прибыльный голубой океан из красного океана циркового бизнеса.

Цирк дю Солей — это только один из более чем 150 примеров голубого океана, которые мы изучили в 30 бизнес-секторах с использованием данных, собранных за 100 лет. Мы проанализировали деятельность компаний, создавших свой голубой океан, а также их менее удачливых конкурентов, застрявших в красном океане. В ходе исследования мы выявили определенную закономерность стратегического мышления, благодаря которому возникали новые рынки и сферы бизнеса. Мы назвали ее «стратегией голубого океана». По логике стратегии голубого океана, необходимо совсем отказаться от традиционных моделей ведения бизнеса, основанных на конкуренции в рамках существующего рыночного пространства. И действительно, можно предположить, что за трудностями, с которыми сталкиваются многие компании, пытающиеся выиграть в конкурентной борьбе, стоит неспособность их руководителей понять разницу между стратегиями голубого и красного океанов.

Здесь мы представляем концепцию стратегии голубого океана, ее основные аспекты. Мы оцениваем потенциальную прибыль и рост компании, действующей в соответствии со стратегией голубого океана, и размышляем над тем, что в будущем принятие данной стратегии станет обязательным условием функционирования компании. Мы считаем, что понимание стратегии голубого океана также поможет современным компаниям, которые стремятся к процветанию в ускоряющейся и расширяющейся вселенной бизнеса.

Голубой и красный океаны

Возможно, термин и был придуман недавно, но сам голубой океан всегда был рядом с нами. Оглянитесь на 100 лет назад и спросите себя: какие из знакомых нам сегодня сфер бизнеса были неизвестны в то время? Ответ: такие основополагающие отрасли, как автомобилестроение, музыкальная звукозапись, авиация, нефтехимия, фармацевтика и управленческий консалтинг, — либо никто никогда о них не слышал, либо они только-только начинали развиваться. Теперь переведем стрелки воображаемых часов всего на 30 лет назад и зададим себе тот же вопрос. Снова перед глазами замелькают сферы бизнеса, принесшие своим владельцам многие миллиарды долларов: паевые инвестиционные фонды, сотовые телефоны, биотехнологии, розничная торговля со скидками, экспресс-доставка, сноуборды, кофейни и домашнее видео — и это далеко не полный список. Еще три десятилетия назад ни одна из этих индустрий не существовала в том виде, в котором мы ее знаем сейчас.

Мы в ВКонтакте
В нашей группе в ВКонтакте, вы всегда найдете еще больше полезной информации. Подписывайтесь.

Дата публикации: 12.10.2012 // 400 просмотров

Просьба автора


Обсуждение закрыто.